История автоспорта 1995-2011 гг.
Всё началось 13 октября 1995 года. Именно тогда создали компанию, чьё имя, спустя недолгое время, уже было на устах всего города. Изначально идея состояла в том, чтобы перепродавать автомобили, купленные на Волжском автозаводе, но уже тогда было решено не ограничиваться работой автомобильного дилера, а попробовать свои силы в постройке гоночной техники, заручившись поддержкой секции механосборочного производства ВАЗа. Так началась история «ТоргМаша».
В следующем, 1996 году, «ТоргМаш» вывел на старт «Серебряной Ладьи-96» два спортивных автомобиля ВАЗ-21083 собственной подготовки. Первые боевые выезды показали, на что способны инженеры молодой тольяттинской команды, и уже через год «ТоргМаш», заявив на старт те же, но доработанные машины и пригласив в команду Владимира Бузланова, выиграл «Серебряную Ладью-97», чем доказал качество своих разработок и полную серьёзность намерений брать вершину автоспортивного Олимпа. Маховик истории начал ошеломительно быстро раскручиваться – у «ТоргМаша» пошли первые заказы на постройку гоночной техники, первые серьёзные победы, как командные, так и клиентские и первые разработки в области модификации 16-клапных двигателей (пример тому – постройка 176-сильного мотора для гоночного ВАЗ 2112). Созданный экспериментально-производственный комплекс по созданию конкурентоспособных спортивных автомобилей на базе вазовских моделей показал себя с наилучшей стороны.
В 1998 году «ТоргМаш» разработал первый кольцевой автомобиль ВАЗ-21083 с мотором в 197 л.с. и оригинальным шасси, доработал двигатель ВАЗ-2112 до 185 л.с., создал оригинальную конструкцию тюнинговой и гоночной подвески, которая после использовалась на автомобилях ВАЗ-21106 компанией «Лада-Тул (Моторика) и полномасштабно приступил к тюнинговым работам. В тот год Виталий Дудин завоевал Кубок России по кольцевым автогонкам в классе «Туризм-1600», Владимир Шарандин выиграл Чемпионат Росси по автокроссу, а Владимир Бузланов победил в «Серебряной Ладье-98». Также коллектив стал Чемпионом России по зимним трековым гонкам на шипах в командном зачете. Имя гоночной команды «МСП-ТоргМаш» начало громыхать на всю страну.
Через год компания насчитывала уже около пятидесяти побед своих клиентов в Чемпионатах и других национальных Первенствах, и еще больше призовых мест. На волне успеха, «ТоргМаш» продолжил совершенствовать и дорабатывать свои разработки. Впервые был создан 207-сильный мотор на вазе вазовского, была разработана 6-ступенчатая кулачковая коробка передач с секвентальным механизмом переключения, а так же был создан автомобиль класса "люкс" LADA TMS 1.6 на базе ВАЗ-21103. С такими разработками, команда создала самый первый кольцевой болид десятого семейства в классе «Туризм-1600», с которым выиграла Кубок России 1999 года и указала вектор направления развития кольцевого автоспорта в классе и в стране в целом. Машина имела уникальное шасси, трансмиссию и оригинальную компоновку силовых агрегатов, а управлял ей Виталий Дудин. Аэродинамический комплект, созданный Андреем Рузановым, работал лучше всех в своём классе и поражал умы зрителей, запоминаясь и ярко выражаясь на фоне болидов ВАЗ-21083, а имидж команды, её стиль и имя склоняли чашу весов зрительских симпатий в свою сторону, что помогало компании развиваться, находить новых клиентов и всячески улучшать качество производства в области постройки гоночных агрегатов.
В новый век «ТоргМаш» вступил ярким победителем. Но это было только начало.
В 2000 году команда заручилась поддержкой Рустама Минниханова, который привел с собой Айрата Шаймиева. В составе с Виталием Дудиным, три ярко-желтые «десятки» «ТоргМаша» показывали достойные результаты в «Туризме-1600», и выиграли несколько этапов Чемпионата России. А в 2001 году Виталий отстаивал имя команды в одиночку, но был очень грозным соперником в глазах конкурентов, неоднократно став призером. В том же, 2001 году, автомобиль LADA TMS попал в официальный каталог АВТОВАЗа как тюнинговая версия автомобиля ВАЗ-21103, а так же командой был разработан гоночный автомобиль LADA 2112 kit car для участия в Чемпионате мира по ралли в классе Super 1600 (WRC Junior). В довесок к достижениям 2001 года, «Торгмаш» совместно с Волжским автозаводом создали картинговую команду и провели совместно с ОАО "АВТОВАЗ" первые Всероссийские соревнования, Кубок АВТОВАЗа по картингу. Через год пилоты коллектива, Андрей Гусельников и Евгений Курочкин, победили в Кубке, а команда «АВТОВАЗ ТоргМаш» и её юные спортсмены стали бронзовыми призерами Чемпионата России по картингу в классе "Формула С".
В том же 2002 году «ТоргМаш» начали разработку одного из своих главных детищ – проекта Lada Revolution, а Виталий Дудин, попутно продолжая выступления в классе «Супертуризм» Чемпионата России по кольцевым гонкам, стал победителем одной из самых престижных европейских гонок на выносливость "ADAC Nurburgring 24-hours Race" (класс V4), выступая за команду "Carlsson Racing".
Через год, на Московском международном автосалоне «ТоргМаш» презентовал первый в России спортпрототип Lada Revolution, чем вызвал огромный ажиотаж и привлек всеобщее внимание не только в России, но и за рубежом. Сразу за этим, началась разработка дорожной версии прототипа, которую вывели на старт Национальной гоночной серии LADA уже в следующем году.
Первым чемпионом в истории класса Lada Revolution, проведенного в размере четырех этапов стал Кирилл Ладыгин из Екатеринбурга. Национальная гоночная серия LADA, притянув к себе внимание со стороны масс, начала набирать популярность, а класс Lada Revolution стал центром её внимания. Доказательством этого служит признание лучшей технической новинкой 2004 года прототипа постройки «ТоргМаша» по версии журнала «За рулем».
В 2005 году чемпионат расширился, проведя 8 гонок, по итогам которых чемпионом стал Виталий Петров. Сам же «ТоргМаш» принял участие в ежегодной выставке "ALT-2005" в Литве в составе Вазовской экспозиции и успешно выступил на международных соревнованиях HORN Grand Prix 1003 km в литовском городе Паланга - LADA Revolution, пилотируемая Виталием Дудиным (Тольятти) и Вадимом Харловым (Ульяновск), победила в классе А1600 и стала серебряным призёром в абсолютном зачете.
В 2006 году на старт Национальной гоночной серии АВТОВАЗ в классе Lada Revolution вышло 20 пилотов. Сам прототип был обновлен, благодаря чему в конце сезона было объявлено о еще большем количестве участников на следующий год, а чемпионом по итогам восьми этапов снова стал Кирилл Ладыгин. Так же на обновленной трассе АДМ Мячково был представлен новый тюнинг-проект «ТоргМаша» - LADA KALINA TMS GTI с двигателем мощностью 164 л.с., которая чуть позже приняла участие в автопробеге «Сделано в России», прошедшем по маршруту Тольятти-Москва и финишировавшем на Московском международном автомобильном салоне.
В 2007 году компанией «ТоргМаш» был построен спортивный автомобиль LADA 119 Kalina TMS Rally-Cross, подготовленный специально для участия в ралли-кроссе, а в 2008 на франкфуртском автомобильном салоне был представлен новый прототип LADA Revolution 3.
2009 год был вторым годом участия заводской команды в Чемпионате мира по автогонкам в классе «Туринг» (WTCC – World Touring Car Championship), и именно «ТоргМаш» осуществил техническую поддержку коллектива, заявив, тем самым, о себе уже на еще более высоком международном уровне.
Через год генеральным директором компании был назначен Виктор Шаповалов, а сам «ТоргМаш» перетерпел ребрендинг, изменив своё название на «ТМС-Спорт».
В 2011 году «ТМС-Спорт» представила свой новый проект – LADA Granta Cup. Специально подготовленные гоночные машины LADA Granta стали новым лицом российского кольцевого автоспорта, а финал Кубка прошел на восстановленной городской гоночной трассе в Тольятти. Так же, еще до запуска производства седанов LADA Granta на конвейере АВТОВАЗа, «ТМС-Спорт» представила общественности спортивную версию автомобиля – LADA Granta Sport.
По пути продвижения АВТОВАЗа на мировой автоспортивной арене, «ТМС-Спорт» продолжила техническую поддержку заводской команды в Чемпионате мира по автогонкам в классе «Туринг», тем самым ознаменовав три последующих года временем новых больших достижений. В сезоне 2014 года командой «LADA Sport» были одержаны две победы на этапах в Пекине и Макао, что позволило всей мировой общественности начать расценивать Вазовскую команду как серьёзного претендента на не только отдельные большие призы, но и на титул чемпиона.
За плечами компании «ТМС-Спорт» большая и яркая история, много прямых и много поворотов. История, о которой наслышана вся страна, о которой знают очень многие. Та самая история, в которой описан прогресс и ступени развития российского автоспорта в целом. И, оглядываясь в прошлое, обращая внимание на вектор движения настоящего, можно с уверенностью сказать: сотрудничество с «ТМС-Спорт» - верный путь к великому будущему.
Автор: Владимир Щигельский
Группа ORST - Original Russian Supertourism: https://vk.com/orst00